tematika-sochinenij-2014-2015 - Лаборатория словесности

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:


«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

    Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Традиционные формулировкиФормулировки в виде
проблемного вопроса
Философские мотивы в лирике М.Ю. ЛермонтоваВ чём своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова?
Тема родины в лирике М.Ю. ЛермонтоваПочему мы читаем стихи М.Ю. Лермонтова?
Изображение природы в лирике М.Ю. ЛермонтоваВ чём заключаются особенности проблематики
произведений М.Ю. Лермонтова?
Мотив одиночества в лирике М.Ю. ЛермонтоваВ чём специфика художественной картины мира, созданной в произведениях М.Ю. Лермонтова?
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. ЛермонтоваВ чём выражаются характерные черты лермонтовского героя?
Лирический герой в поэзии М.Ю. ЛермонтоваКак творчество (мотивы лирики, лирический герой, лермонтовский герой) М.Ю. Лермонтова повлияло на моё миропонимание?
Конфликт личности и общества в лирике М.Ю. ЛермонтоваВ чём своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?
Идейная взаимосвязь стихотворений
М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума"
Почему в лирике М.Ю. Лермонтова любовь к родине названа "странной"?
Судьба человека 30-х гг. XIX в. в лирике М.Ю. ЛермонтоваКакие нравственные ценности утверждаются в поэме
М.Ю. Лермонтова "Мцыри"?
Поэма "Мцыри" М.Ю. Лермонтова как романтическое произведениеПочему автор называет Печорина  "героем времени"?
(По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени")
Романтизм и реализм в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Печорин - герой своего времени
Сюжет и композиция романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Мои любимые страницы романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"


Вопросы, заданные человечеству войной

  Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Художественные произведения об Отечественной войне 1812 г.
Василий Андреевич Жуковский. «Певец во стане русских воинов»
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино»
Лев Николаевич Толстой. «Война и мир»

Художественные произведения о Гражданской войне 1918-1920 г.

Исаак Эмильевич Бабель. «Конармия»
Михаил Александрович Булгаков. «Белая гвардия»
М.А Булгаков. «Дни Турбиных»
М.А Булгаков. «Налёт»
М.А Булгаков. «Я убил»
М.А Булгаков. «Красная корона»
Борис Леонидович Пастернак. «Доктор Живаго»
Михаил Александрович Шолохов. «Донские рассказы»
М.А. Шолохов. «Тихий Дон»
Александр Алексадрович Фадеев. «Разгром»

Художественные произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

Борис Николаевич Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
Михаил Александрович Шолохов. «Судьба человека»
Александр Трифонович Твардовский. «Василий Тёркин»
 Борис Львович Васильев. «А зори здесь тихие...»
Б.Л. Васильев. «В списках не значился»
Василь Владимирович Быков. «Сотников»
В.В. Быков. «Обелиск»
В.В. Быков. «Знак беды»
В.В. Быков. «Альпийская баллада»
В.В. Быков. «Третья ракета»
В.В. Быков. «Дожить до рассвета»
В.В. Быков. «Волчья стая»
Юрий Васильевич Бондарев. «Батальоны просят огня»
Ю.В. Бондарев. «Последние залпы»
Ю.В. Бондарев. «Горячий снег»
Светлана Александровна Алексиевич. «У войны не женское лицо»
Виктор Петрович Астафьев. «Пастух и пастушка»
Виталий Александрович Закруткин. «Матерь человеческая»
Вячеслав Леонидович Кондратьев. «Сашка»
Константин Дмитриевич Воробьев. «Это мы, Господи!..»
К.Д. Воробьев. «Убиты под Москвой»
Виктор Платонович Некрасов. «В окопах Сталинграда»
Евгений Иванович Носов. «Красное вино Победы»
Валентин Григорьевич Распутин. «Живи и помни»
Василий Семёнович Гроссман. «Жизнь и судьба»
        
Человек и природа в отечественной и мировой литературе

  Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и иными аспектами взаимодействия человека и природы.
Природа в лирике русских поэтов

  Александр Сергеевич Пушкин. «Осень»
  А.С. Пушкин.«Осеннее утро»
  А.С. Пушкин. «Деревня»
  А.С. Пушкин. «Зимний вечер»
  А.С. Пушкин. «К морю»
  А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
  Михаил Юрьевич Лермонтов. «Сосна»
  М.Ю. Лермонтов. «Парус»
  М.Ю. Лермонтов. «Тучи»
  М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...»
  М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
  М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего вемени»
  Фёдор Иванович Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...»
  Ф.И. Тютчев. «День и ночь»
  Ф.И. Тютчев. «Осенний вечер»
  Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»
  Афанасий Афанасьевич Фет. «Шёпот, робкое дыханье...»
  А.А. Фет. «Ещё майская ночь...»
  Николай Алексеевич Некрасов. «Родина»
  Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса»
  Н.А. Некрасов. «Железная дорога»
  Н.А. Некрасов. «На Волге»
  Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час»
  Александр Александрович Блок. «Россия»
  А.А. Блок. «Родина»
  А.А. Блок. «На поле Куликовом»
  Сергей Александрович Есенин. «Гой ты, Русь моя родная!..»
  Борис Леонидович Пастернак. «Февраль! Достать чернил и плакать!..»
  Б.Л. Пастернак. «Зимняя ночь»
  Б.Л. Пастернак. «Снег идёт»
  Б.Л. Пастернак. «Иней»
  Б.Л. Пастернак. «Сосны»
  Б.Л. Пастернак. «Июль»

   Экологические проблемы в русской литературе

  Чингиз Торекулович Айтматов. «Плаха»
  Леонид Максимович Леонов. «Русский лес»
  Валентин Григорьевич Распутин. «Прощание с Матёрой»
  Валентин Григорьевич Распутин. «Пожар»
  Борис Леонидович Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»
  Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба»
  Сергей Павлович Залыгин. «Экологический роман»


    Спор поколений: вместе и врозь


     Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
   Дмитрий Иванович Фонвизин. «Недоросль»
    Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума»
    Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба»
    Алексей Николаевич Островский. «Гроза»
    Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети»
    Лев Николаевич Толстой. «Война и мир»
    Константин Георгиевич Паустовский. «Телеграмма»
    Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок»
    В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»
 
    
    Чем люди живы?

    Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

      Александр Сергеевич Пушкин. «Капитанская дочка»
      А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
      Михаил Юрьевич Лермонтов. «Герой нашего времени»
      Иван Александрович Гончаров. «Обломов»
      Фёдор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание»
      Лев Николаевич Толстой. «Война и мир»
      Евгений Иванович Замятин. «Мы»
      Михаил Афанасьевич Булгаков. «Собачье сердце»
      М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
      Михаил Александрович Шолохов. «Судьба человека»
      М.А. Шолохов. «Тихий Дон»
      Александр Исаевич Солженицын. «Матрёнин двор»
      А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
      Валентин Григорьевич Распутин. «Прощание с Матёрой»
      В.Г. Распутин. «Живи и помни»
      Василий Макарович Шукшин. «Чудик»
      В.М. Шукшин. «Мастер»
      В.М. Шукшин. «Верую»
      В.М. Шукшин. «Сураз»
      Юрий Валентинович Трифонов. «Обмен»
      Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной»
      Ю.В. Трифонов. «Другая жизнь»


Примерные темы итогового выпускного сочинения, разработанные в ФИПИ
102. Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В. Друнина)

302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.

401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?

502. Что важнее: любить или быть любимым?

109. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

209. Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?

410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?

508. «Я люблю, и значит – я живу…» (В.С. Высоцкий)
111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

211. Как влияет на сущность человека война?

308. Чему человек может научиться у природы?

407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование?
103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М.Ю. Лермонтова?
(По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)


203. Почему тема войны не уходит из литературы?

304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?

404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?

501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?

310. Почему картины зимы так интересны писателям?

411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?

509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

201. Какой опыт даёт человеку война?

309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?

402. Роль родительского наставления в жизни человека.

507. Что такое взаимопонимание?

108. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

210. Война: преступление и подвиг.

311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?

409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?

510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

206. Произведение о войне, которое Вас взволновало.

306. Способна ли природа воспитывать человека?

406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?

506. Чем опасно равнодушие?



 
Copyright 2015. All rights reserved.
Назад к содержимому | Назад к главному меню