Главное меню:
Традиционные формулировки | Формулировки в виде проблемного вопроса |
Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова | В чём своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова? |
Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова | Почему мы читаем стихи М.Ю. Лермонтова? |
Изображение природы в лирике М.Ю. Лермонтова | В чём заключаются особенности проблематики произведений М.Ю. Лермонтова? |
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова | В чём специфика художественной картины мира, созданной в произведениях М.Ю. Лермонтова? |
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова | В чём выражаются характерные черты лермонтовского героя? |
Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова | Как творчество (мотивы лирики, лирический герой, лермонтовский герой) М.Ю. Лермонтова повлияло на моё миропонимание? |
Конфликт личности и общества в лирике М.Ю. Лермонтова | В чём своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова? |
Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Дума" | Почему в лирике М.Ю. Лермонтова любовь к родине названа "странной"? |
Судьба человека 30-х гг. XIX в. в лирике М.Ю. Лермонтова | Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"? |
Поэма "Мцыри" М.Ю. Лермонтова как романтическое произведение | Почему автор называет Печорина "героем времени"? (По роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") |
Романтизм и реализм в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" | |
Печорин - герой своего времени | |
Сюжет и композиция романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" | |
Мои любимые страницы романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" |
Вопросы, заданные человечеству войной
Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Художественные произведения об Отечественной войне 1812 г.
Художественные произведения о Гражданской войне 1918-1920 г.
Художественные произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и иными аспектами взаимодействия человека и природы.
Природа в лирике русских поэтов
Примерные темы итогового выпускного сочинения, разработанные в ФИПИ | ||
102. Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) 202. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В. Друнина) 302. Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. 401. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? 502. Что важнее: любить или быть любимым? | 109. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) 209. Согласны ли Вы с Л.Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»? 301. Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»? 410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны? 508. «Я люблю, и значит – я живу…» (В.С. Высоцкий) | |
111. Что мешает человеку быть счастливым? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) 211. Как влияет на сущность человека война? 308. Чему человек может научиться у природы? 407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 505. Во имя чего человек может идти на самопожертвование? | 103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М.Ю. Лермонтова? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) 203. Почему тема войны не уходит из литературы? 304. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека? 404. Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»? 501. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? | |
110. Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 208. Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? 310. Почему картины зимы так интересны писателям? 411. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений? 509. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»? | 101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова) 201. Какой опыт даёт человеку война? 309. Как природа помогает понять мир человеческих чувств? 402. Роль родительского наставления в жизни человека. 507. Что такое взаимопонимание? | |
108. Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 210. Война: преступление и подвиг. 311. Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком? 409. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? 510. Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»? | 106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова) 206. Произведение о войне, которое Вас взволновало. 306. Способна ли природа воспитывать человека? 406. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? 506. Чем опасно равнодушие? |