tematicheskij-plan-podgotovki-ege-lit - Лаборатория словесности

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

  Единый государственный экзамен по литературе принято считать одним из самых сложных, поскольку общая структура экзаменационной работы подчинена задаче широкого охвата литературного процесса: от древнерусской литературы до произведений современного периода.  Экзамен в существующей форме позволяет проверить у выпускников школы знание истории и теории литературы, основных положений литературной критики.

    

   Следует учесть, что подготовка к ЕГЭ по литературе проводится в течение всех лет обучения в школе, поскольку качественно подготовиться к этому сложному экзамену, не прилагая усилий, за несколько дней невозможно. 

  


 ЕГЭ по литературе состоит из трех частей: А, В и С. На выполнение всех предложенных заданий экзаменуемому дается 4 часа, то есть 240 минут. Для наиболее рационального распределения времени рекомендуется посвятить не более 1 часа части А и В, 3 часа  -  части С.

 В основе литературы как учебной дисциплины – внимательное чтение и подробное изучение художественных произведений (задания С1 – С5).

 Важным компонентом анализа содержания литературного образования являются знания по истории и теории литературы, а также знания сведений о языковом своеобразии произведений (задания В1В12).


 Подготовка абитуриента включает работу над формированием следующих компетенций выпускника:

-  способность воспринимать и анализировать художественный текст с учетом его родовой и жанровой специфики;

  -   умение разделить текст на смысловые части;

- пособность находить и формулировать тему, идею, проблему художественного произведения, давать развернутую характеристику литературным персонажам;

- умение охарактеризовать особенности композиции, сюжета, определять роль художественных средств в идейном своеобразии произведении;

- способность соотнести изучаемое произведение с литературным направлением (и/или течением);

  - умение выразить отношение к произведению в форме письменного высказывания на заданную литературную тему.

На ЕГЭ по литературе проверяют знания абитуриентов по критериям:
    - уровень владения теоретико-литературными знаниями, умение анализировать текст в единстве содержания и формы;
    - умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений;
    - умение учащегося выделять авторскую позицию в произведении, привлечь текст для обоснования собственного тезиса.
      В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена курс подготовки включает несколько
     разделов.
      Предполагается повторение и систематизация знаний о литературоведческих терминах и понятиях. В течение всех учебных занятий будет проводиться анализ произведений художественной литературы в контексте
     различных исторических эпох, работа по подготовке к сочинению.
        Тренировочные, обучающие, тестовые задания направлены на усвоение и закрепление теоретического материала и нацелены на успешный результат ЕГЭ.

  Задания В112 требуют от абитуриентов знаний, как верно интерпретировать и анализировать эпическое, лирическое и драматическое произведение, закрепляют умение определять черты литературных школ и течений, тропы и стилистические фигуры, особенности неповторимого стиля автора. Задания С14 закрепляют навыки анализа эпизода и отрывка изученного произведения. Задание С5 учит составлять письменное высказывание на литературную тему.

  Прослушав курс, Вы получите комплексную подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.
У Вас будет возможность под руководством преподавателя повторить, систематизировать и проанализировать материал, изученный в 7-11-х классах общеобразовательной школы.
Вы научитесь аналитически рассматривать художественные произведения различных жанров (все типы заданий) и пересказывать их (С5), сможете определять принадлежность литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1 – В12).

  Прослушав курс, Вы сможете самостоятельно анализировать текст, выявлять авторский замысел и средства его воплощения; определять мотивы поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий), научитесь письменно интерпретировать художественное произведение (С1 – С5).

  Вас научат выявлять языковые средства художественной образности и определять их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий).

  Вы сможете самостоятельно комментировать художественный текст (С1 – С5); написать развернутые ответы, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5).

  Вы поймете, как проводить сравнение, сопоставление по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументировать позиции сопоставления (С2, С4).

  Вы научитесь правильно употреблять слова и выражения, не нарушая стилистической однородности текста; сможете самостоятельно понять и осмыслить проблему, предложенную в вопросе; логично и последовательно излагать свои мысли; ответить на проблемные вопросы на основе анализа фрагмента эпического, драматического или лирического произведения.

  Курс может быть рекомендован учащимся 10-11-х классов общеобразовательных школ, абитуриентам, желающим продолжить обучение в высшей школе.


Примерная программа подготовки

Раздел 1.
Введение

• порядок сдачи ЕГЭ по литературе;
• типология заданий ЕГЭ;
• особенности историко-литературного процесса;
• фольклор и его основные жанры;
• тест

(4 академических часа)

Раздел 2.
Особенности драматургии ХVIII - ХIХ веков

• основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм;
• Д.И. Фонвизин
. «Недоросль»;
• А.С. Грибоедов
. «Горе от ума»;
• И.А
. Гончаров о комедии А.С. Грибоедова;
• Н.В. Гоголь
. «Ревизор»;
• А.Н. Островский
. «Гроза»;
• Н.А. Добролюбов о драме «Гроза»

(4 академических часа)

Раздел 3.
Поэзия конца ХVIII - первой половины ХIХ веков

• Г.Р. Державин. «Памятник»;
• В.А. Жуковский
. «Море»;
• А.С. Пушкин
. Лирика. Поэма «Медный всадник»;
• М.Ю.
Лермонтов. Лирика. «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри»

(6 академических часов)

Раздел 4.
П
роза и лироэпические формы первой половины ХIХ века

• А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Роман в стихах «Евгений Онегин»;
• М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»;
• Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души»

(6 академических часов)

Раздел 5.
Поэзия второй половины ХIХ века

• лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова;
• поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

(2 академических часа)

Раздел 6.
Русская проза второй половины ХIХ века

• И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»;
• И.А. Гончаров. Роман «Обломов»;
• Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»;
• Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

(6 академических часов)

Раздел 7.
Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков

• М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки;
• А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад»;
• И.А. Бунин. Рассказы;

• М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне»

(4 академических часа)

Раздел 8.
Серебряный век русской литературы.
Основные литературные направления и течения рубежа веков

• А.А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать»;
• В.В. Маяковский. Лирика. Поэма «Облако в штанах»;
• лирический мир поэзии С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака

(6 академических часов)

Раздел 9.
Развитие русской литературы в первой половине XX века.
Проза и лироэпические формы первой половины ХХ века

• М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»;
• М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»;
• А.Т. Твардовский. Лирика. Главы из поэмы «Василий Теркин»;
• Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

(2 академических часа)

Раздел 10.
Проза второй половины XX века

• Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев,  В.В. Быков, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин и др. (произведения не менее трех авторов по выбору)

(2 академических часа)

Раздел 11.
Поэзия и драматургия второй половины XX века

• Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава и др. (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

(2 академических часа)

Раздел 12.
Обобщение и систематизация материалов курса

• ключевые моменты развития русской литературы;
• тест

(4 академических часа)

Общая аудиторная нагрузка - 48 академических часов

Учебная нагрузка, включающая консультации онлайн и самостоятельные занятия - 72 академических часа

Задать вопрос
Записаться на курс

 

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню