szatoje-izloszenije-oge-rus - Лаборатория словесности

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:


  Сжатое изложение — первое задание, которое  предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку.
Оно призвано проверить навыки информационной обработки текста.
   Изложение — вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста.
   Сжатое изложение — это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.  В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.
    Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить следующие задачи:
  • передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микро темы;
  • применить не менее одного способа сжатия текста;
  • написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

 Прослушивание текста
 Самая сложная задача — запомнить и записать текст.
 Исходный текст воспроизводится  дважды.  
 Между первым и вторым прочтением  будет 3-4 минуты на осмысление текста.
При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему.

Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Не стремитесь записать весь текст. Помечайте только ключевые слова (которые составляют смысловую основу этого текста). Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Потренируйтесь!

Микротемы
   В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.
   Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью.Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько).
   В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.
   Например:
   Человеческий голос — в своем роде уникальное явление и как акустический феномен, и как анатомо-физиологическое действие, а также в силу своего социального значения. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза.
   По голосу судят о характере человека. Известно, что общее впечатление о человеке на 55 % зависит от мимики, на 38 % — от голоса и только на 7 % — от того, что этот человек говорит.
   Когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»
   И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека… Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.
   Внимательное прочтение данного текста поможет выделить в нем следующие микротемы:
1 абзац (Человеческий голос — уникальное явление);
2 и 3 абзацы: (Голос характеризует характер и состояние человека).

Способы сжатия (компрессии) текста
 Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.
 При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, сформировать сжатый текст.
Например:
    Прежде всего, стоит отметить, что оба слова иноязычного происхождения. В русский язык они вошли в разное время — Эти иноязычные слова вошли в русский язык в разное время.
   При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщенным наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.
     Например:
Он был вынужден заниматься с репетиторами по русскому языку, математике, обществознанию, истории и химии — Он был вынужден заниматься с репетиторами по многим предметам.
Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций.
  • замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;
  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена части текста одним предложением;
  • сокращение количества частей сложного предложения;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
Например:
Когда читаю его записи, проникаюсь его любовью к матери — Читая его записи, проникаюсь его любовью к матери.


Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.

Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечни с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.

Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.
(По В.И.Белову)

     Мир детства постоянно расширяется. Детская душа одинаково впитывает все впечатления, сохраняя их на всю жизнь. А.С. Пушкин писал, что счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души. Добросердечное отношение к ребенку не противоречит требовательности взрослых.
    Детские воспоминания всегда определенны и образны, но каждому они запоминаются по-разному. Если взять весну, то наверняка многим она запомнилась установкой скворечника, устройством запруды, первым ужением рыбы и многим другим.
    Дети тонко чувствуют неуловимую грань при переходе одного состояния в другое. Всем известно, что самая вкусная картошка на грани сырого и испеченного. Момент, когда качели, двигаясь вверх, вот-вот начнут обратное движение, миг перед падением в воду или солому — всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню