sochinenie-c-ege-rus - Лаборатория словесности

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:


    Текст, по замыслу организаторов ЕГЭ,  является «объектом» для исследования и мышления.
  В экзаменационных тестах всегда есть подсказки: например, в определении авторской позиции, темы текста  или его идеи обязательно поможет задание 21, которое обычно формулируется так:
«В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?»,
«В каком предложении текста выражена позиция автора?»,
«Какое высказывание противоречит точке зрения автора?»,
«Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п.
   Задание 22 окажет помощь  в определении стиля и типа речи, а задание 25 подскажет, какие средства были использованы.
Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы из задания 25, так как он будет у преподавателя-эксперта, проверяющего  сочинение.

1. Не стоит начинать сочинение со слов:
«Я заинтересовался…»,
«Мне понравилась статья…»,
«Передо мной статья (имя, фамилия автора)»,
«Эта статья привлекла меня»,
«Я внимательно прочитал статью»,
«Автор хорошо написал статью».
2. Необходимо следить за логикой изложения мыслей.
3. Стоит следить за письменной речью, помнить, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые  ошибки (т.к. композиция – это и есть построение произведения).
4. Не стоит считать свою точку зрения единственно правильной, необходимо соблюдать корректность в суждениях, вступать с автором в уважительный диалог.
5. Надо не забывать, что сочинение – рассуждение о достоинствах текста.
6. Необходимо избегать в работе неумеренных восторгов:
«Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…»;
7. Ни в коем случае не показывать свое невежество, изменяя имя или отчество писателя, если нет уверенности – лучше написать как-нибудь по-другому: «Кто не знает Достоевского?.. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват» заставляют читателей сопереживать героям…».
8. Ни в коем случае не навязывать свою точку зрения, а доказывать её, аргументируя фактами или цитатами из текста;
9. Рассуждайте, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности: наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…
10. Не искажайте цитаты, взятые из текста.

  Об основных принципах написания сочинения части С

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования, ответ на который можно сформулировать двумя способами:
а) проблема чего? например, проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды;
б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием: Можно ли переоценить роль книги в жизни человека? Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?

  Комментарий по проблеме (актуальность).
В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:
1. Актуально ли то, о чем пишет автор?
2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?
3. Что делает её жизнеспособной?
4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?
5. Как автору далось привлечь к ней внимание читателя?
6. Как данную проблему рассматривали другие авторы?
7. Как они предлагали ее решить?

  В комментарии не должно быть:
1. пересказа исходного текста или любой его части;
2. рассуждений по поводу всех проблем текста;
3. комментариев о действиях героев текста;
4. общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем).

 Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т.д.
  Как найти и сформулировать позицию автора?
1. Автор может прямо высказывать свое мнение (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)
2. Позиция автора может быть передана через индивидуальные, конкретные примеры.
3. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер.
4. Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.
  Согласие с автором.  Важно то, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.
Например:
Несомненно (безусловно), я согласен с …(Ф.И.О.)
Мне близка позиция автора.
На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту  проблему.

Аргументы. Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу своей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения.
В качестве третьего аргумента можно привести  следующее.

Финал должен придать работе завершенный вид.
   Заключение может содержать вывод из написанного, в нем можно кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню