shkala-perevoda-ballov-lit - Лаборатория словесности

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:


Для объективной оценки уровня выполненной работы каждого участника ЕГЭ, по сравнению с другими участниками экзамена, применяется специальная методика шкалирования результатов ЕГЭ, разработанная ведущими отечественными специалистами в области педагогических измерений на основе признанных международных тестологических моделей.
В чем же суть процедуры шкалирования?
Благодаря методике шкалирования при одинаковых первичных баллах участники тестирования получают одинаковые тестовые баллы вне зависимости от того, какой из вариантов КИМ они выполняли, и большему первичному баллу соответствует больший тестовый балл.
При проведении ЕГЭ в экзамене участвует множество выпускников из разных образовательных учреждений. Они имеют разный уровень подготовки и выполняют различные варианты КИМ. В связи с этим встает вопрос, как объективно оценить и, самое главное, сравнить уровень их подготовленности, ведь все выпускники имеют равные права при сдаче выпускных экзаменов и при поступлении в вуз или ссуз?
В перечне терминов ЕГЭ существуют понятия «первичный балл» и «тестовый балл».
Шкалирование — это процедура перевода первичных баллов в тестовые, процесс формирования правил начисления тестовых баллов по результатам проведения экзаменов на основе статистических данных.
В методике шкалирования результатов ЕГЭ, используемой в 2014 г., реализуется поэтапное установление соответствия тестовых и первичных баллов для каждого учебного предмета, по которому проводится ЕГЭ.

I этап
Сначала в диапазоне первичных баллов от нуля до максимального первичного балла ПБmax для каждого учебного предмета ЕГЭ выбираются два значения первичных баллов: ПБ1 и ПБ2, разделяющие группы участников с различным уровнем подготовки по данному предмету.
Величина ПБ1 выбирается как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует об усвоении участником экзамена основных понятий и методов по соответствующему учебному предмету. Он определяется на основе анализа статистики результатов экзамена по данному учебному предмету. Экспертиза осуществляется с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте учебного предмета. При этом требования к значению ПБ1 должны соответствовать требованиям, которые использовались при определении ПБ1 прошлого года (для обеспечения эквивалентности шкал двух лет).
Величина ПБ2 определяется как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует о высоком уровне подготовки участника экзамена, а именно, о наличии системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по соответствующему учебному предмету.
Если спецификация экзаменационного варианта не изменилась по сравнению с прошлым годом, то ПБ1 и ПБ2 также остаются неизменными. Если же структура экзаменационной работы или сложность заданий контрольных измерительных материалов поменялись, то  в текущем году устанавливаются новые значения ПБ1 и ПБ2 с учетом имеющихся изменений.

II этап
Первичным баллам ПБ1 и ПБ2 ставятся в соответствие тестовые баллы ТБ1 и ТБ2 по каждому учебному предмету.
Для всех предметов в качестве величин ТБ1 выбираются минимальные тестовые баллы ЕГЭ 2014 г., установленные распоряжениями Рособрнадзора.

III этап
По каждому учебному предмету определяется соответствие между первичным баллом и тестовым баллом на основе следующей процедуры. Первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБmax ставится в соответствие тестовый балл 100. Все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ1, ПБ2 и ПБmax переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов: 0, ТБ1, ТБ2 и 100. На рисунке 1 представлена получаемая зависимость.


Рис. 1. Соответствие между тестовыми и первичными баллами

Если промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых, то производится округление тестового балла до ближайшего большего целого числа. Указанная процедура позволяет согласовывать тестовые баллы одинаково подготовленных участников экзамена и обеспечивает сравнительную сопоставимость результатов экзамена по годам.
ТАБЛИЦА

ТАБЛИЦА

соответствия первичных и тестовых баллов

по русскому языку и литературе

Первичный

балл

Тестовый балл

Русский яз.

Литература

1

3

4

2

5

8

3

8

12

4

10

16

5

12

20

6

15

24

7

17

28

8

20

32

9

22

34

10

24

35

11

27

37

12

29

38

13

32

40

14

34

41

15

36

43

16

38

44

17

39

46

18

40

47

19

41

49

20

42

50

21

43

52

22

45

53

23

46

54

24

47

56

25

48

57

26

49

59

27

50

60

28

52

62

29

53

63

30

54

65

31

55

66

32

56

68

33

57

69

34

58

71

35

60

72

36

61

73

37

62

78

38

63

82

39

64

87

40

65

91

41

67

96

42

68

100

43

69

 

44

70

 

45

71

 

46

72

 

47

73

 

48

76

 

49

79

 

50

82

 

51

85

 

52

88

 

53

91

 

54

94

 

55

97

 

56

100

 

57

 

 

58

 

 

59

 

 

60

 

 

61

 

 

62

 

 

63

 

 

64

 

 

65

 

 

66

 

 

67

 

 

68

 

 

69

 

 

70

 

 

71

 

 

72

 

 

73

 

 

74

 

 

75

 

 

76

 

 

77

 

 

78

 

 

79

 

 

80

 

 

81

 

 

82

 

 

83

 

 

84

 

 

85

 

 

86

 

 

87

 

 

88

 

 

89

 

 

90

 

 

91

 

 

92

 

 

93

 

 

94

 

 

95

 

 

96

 

 

97

 

 

98

 

 

99

 

 

100

 

 

 

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню