kriterii-proverki-itog-sochineniya - Лаборатория словесности

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:



Итоговую работу планируют оценивать по пяти критериям:
соответствие заявленной теме,
аргументация своей позиции на основании литературного материала,
логичность и композиционная целостность работы,
правильность стиля и
грамотность.
Зачёт ставится, если три из пяти критериев были соблюдены, причем первый и второй параметры обязательны для выполнения, а третьим зачтенным критерием может выступать любой другой.
Разработчики сделали акцент на содержательной части: раскрытии темы и своей позиции через литературный источник.
Форма: точность выражения, грамотность и стиль, – фактор второстепенный.

Результаты итогового сочинения — «зачёт» или «незачёт» - станут основанием для принятия решения о допуске к ЕГЭ.
Для получения «зачёта» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2– в обязательном порядке) и выполнить следующие условия:
  • выдержать объем итогового сочинения (не менее 300 слов) и
  • написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).


Критерий 1.
Соответствие теме.
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной прооблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов).
«Не зачтено» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла.




Критерий 2. 
Аргументация. Привлечение литературного материала.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
   Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
   «Незачёт» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».



Критерий 3. 
Композиция и логика рассуждения.
   Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
   Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
   «Не зачтено» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».



Критерий 4.
Качество письменной речи.
   Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
 Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  «Не зачтено» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».



Критерий 5. 
Грамотность.
   Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
   «Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Критерии оценивания итогового изложения
организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Изложение (подробное) оценивается по пяти критериям:

                                                                                                       
1. содержание изложения;
2. логичность изложения;
3. использование элементов стиля исходного текста;
4. качество письменной речи;
5. грамотность.

                                                                                                 

   Критерии №1 и №2 являются основными: для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3 - №5).
   При оценивании изложения учитывается его объем. Выпускникам рекомендуется писать изложение в объеме 250-300 слов. Максимальное количество слов в работе не устанавливается: выпускник должен исходить из содержания исходного текста и времени, отводимом на всю работу.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».
  Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями.

Критерий 1.
Содержание изложения.
  Проверяется умение выпускника передать содержание исходного текста.
  «Незачёт» ставится, если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 2.
Логичность изложения.
  Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
  «Незачёт» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 3.
Использование элементов стиля исходного текста.
  Проверяется умение выпускника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
  «Незачёт» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 4.
Качество письменной речи.
  Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
  «Незачёт» ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий 5.
Грамотность.
  Проверяется грамотность выпускника.
  «Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов).
  При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню