организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
Изложение (подробное) оценивается по пяти критериям:
1. содержание изложения;
2. логичность изложения;
3. использование элементов стиля исходного текста;
4. качество письменной речи;
5. грамотность.
Критерии №1 и №2 являются основными: для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3 - №5).
При оценивании изложения учитывается его объем. Выпускникам рекомендуется писать изложение в объеме 250-300 слов. Максимальное количество слов в работе не устанавливается: выпускник должен исходить из содержания исходного текста и времени, отводимом на всю работу.
Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями.
Критерий 1.
Содержание изложения.
Проверяется умение выпускника передать содержание исходного текста.
«Незачёт» ставится, если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий 2.
Логичность изложения.
Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.
«Незачёт» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий 3.
Использование элементов стиля исходного текста.
Проверяется умение выпускника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.
«Незачёт» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий 4.
Качество письменной речи.
Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.
«Незачёт» ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Критерий 5.
Грамотность.
Проверяется грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов).
При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.