itog-vipusknoje-sochinenie - Лаборатория словесности

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

 

   Это выпускное сочинение.
   Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя.
   Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов это очень много. Значит, итоговое сочинение может в ситуации конкурса стать решающим, поэтому готовиться к нему стоит очень серьёзно.
   ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти
  В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.
    Это полноценный экзамен, длительность которого три часа пятьдесят пять минут (235 минут).
   Рекомендуемый объём сочинения 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится «незачёт».
 Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).
     ФИПИ подчёркивает: в вашем сочинении обязательна «опора на произведения русской и(или) мировой литературы». Что подразумевается? Требуется не просто ссылка на тот или иной художественный текст, но и «обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.», то есть тема раскрывается с опорой на литературный материал.
      На ваших экзаменационных листах будет размещена инструкция.
     Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4)).
     Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
     Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
     Сочинение пишите чётко и разборчиво.
   При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

     Окончательный список тем сочинения утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам. Важно: темы сочинений не будут соответствовать открытым тематическим направлениям, по которым формируются темы итогового сочинения. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки. Организаторы основываются на принципах посильности, ясности и чёткости постановки проблемы. Темы позволят выпускникам выбирать литературный материал и опираться на него в своих рассуждениях.
    Примеры формулировок, предложенных ФИПИ:
    • На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
    • Почему люди пишут стихи?
    • Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

 К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы.
В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.
    Важно выполнить требования критерия  «Соответствие теме», который нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Необходимо выполнить требования критерия «Аргументация. Привлечение литературного материала», который нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Структура сочинения:
    • во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
    • первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно 120 слов )
    • второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно 120 слов )
    • аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет. Все по памяти.
    • вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
   При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.
  При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины.
    Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил… (Эксперты сочтут это этической ошибкой).
   После завершения работы необходимо её тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении  орфографический словарь.
   Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

    Итоговое выпускное сочинение  должно иметь определённые составляющие, которые и будут оцениваться экспертами:
    • глубина и полнота раскрываемого вопроса;
    • грамотная аргументация по заданному вопросу;
    • логичность в изложении мыслей;
    • стилевое единство в изложении мыслей;
    • точность книжных цитат;
    • литературная достоверность излагаемого материала.
    
    Что уже точно известно? Тематические направления. Для подготовки вы можете использовать уже опубликованные тематические направления. Для экзамена этого года тематические направления разработаны специальной комиссией под руководством Н.Д. Солженицыной, коментарий к которым подготовил ФИПИ. Итоговую выпускную работу планируют оценивать по пяти критериям: соответствие заявленной теме, аргументация своей позиции на основании литературного материала, логичность и композиционная целостность работы, правильность стиля и грамотность.
   Результаты итогового сочинения — «зачёт» или «незачёт» - станут основанием для принятия решения о допуске к ЕГЭ.
   Для получения «зачёта» необходимо
  • иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия:
  • выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и
  • написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).
   Сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений абитуриента и может принести поступающему в вуз до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ.
 Примерная программа обучения
Раздел 1
Основные требования, предъявляемые к сочинению по заданной теме
• Стили и типы речи;
• Классификация тем сочинений;
• Средства создания автором художеситвенного произведения образа литературного героя;
• Практическая часть;
• Консультации                                                                                                                                     (4 академических часа)
Раздел 2
Осмысление формулировки темы сочинения
• Работа с ключевыми выражениями;
• Логическая схема построения рассуждения в сочинении;
• Практическая часть;
• Консультации                                                                                                                                                                (4 академических часа)
Раздел 3
Работа с теоретико-литературными понятиями, их использование для анализа произведения
• Ключевые слова темы;
• Изобразительно-выразительные средства;
• Практическая часть;
• Консультации                                                                                                                                     (4 академических часа)
Раздел 4
План и структура сочинения: соотнесенность композиционных частей,
особенности работы над вступлением и заключением
• Типы вступлений и заключений;
• Практическая часть;
• Консультации                                                                                                                                      (4 академических часа)
Раздел 5
Особенности раскрытия темы и идеи сочинения
• Формулирование тезисов и изложение позиции автора;
• Способы выражения собственного мнения;
• Практическая часть;
• Консультации                                                                                                                                      (4 академических часа)
Раздел 6
Работа с текстом рассматриваемого произведения и обоснованность привлечения его текста
• Подтверждение основных тезисов сочинения примерами, способы цитирования и ввода аргументов в сочинение.
• Практическая часть
• Консультации                                                                                                                                      (4 академических часа)
Раздел 7
Речевое оформление сочинения
• Основные орфографические и пунктуационные трудности при написании сочинения;
• Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка;
• Практическая часть;
• Консультации                                                                                                                                      (4 академических часа)
Раздел 8
Практическая часть - сочинение
• Рецензирование;
• Консультации                                                                                                                                      (4 академических часа)
Итоговая аттестация проводится в виде теста на последнем занятии
(или на основании оценок практических работ, выполняемых слушателем во время обучения).
Учебная нагрузка, включающая консультации онлайн и самостоятельные занятия
72 академических часа
Задать вопрос
Записаться на курс
                                                                                                                               

Рекомендации по
переводу баллов
в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания
0

0-4

15-6
27-8
39-10
411-12
513-14
615-16
717
818
919
1020

   Итак, чтобы получить 1 балл по
10-балльной шкале, нужно иметь
5 или 6 первичных баллов.
Далее каждым двум первичным баллам соотвествует 1 балл
по 10-балльной шкале,
но, заметьте, только до 6 баллов.
Потом цена каждого первичного балла возрастает.
Это значит, что условия конкурса становятся жёстче, и продолжают борьбу за место в вузах только самые сильные.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню