По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

        Основное назначение повествовательных предложений —  сообщение об определённых явлениях действительности (иногда — вымышленных), т.е. передача информации адресату речи.

        Средством выражения повествовательного характера предложения служит его интонационное оформление — с понижением голоса в конце предложения: 

На холмах Грузии лежит ночная мгла... (А. Пушкин).

        Основное назначение вопросительных предложений — получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций.

        Средствами выражения вопросительного характера высказывания являются:

1) вопросительная интонация, которая отличается от повествовательной повышенным тоном произношения всего предложения и особенно резким повышением тона на том слове, с которым непосредственно связан смысл вопроса;

Видите на том бе­регу дом и сад? (А. Чехов)

 

2) вопросительные местоименные слова (когда, где, куда, кто, какой и т. п.);

Как, где, кем допущена ошибка? (А. Грин)

 

3) вопросительные частицы (разве, неужели, ли и др.):

Неужто ты влюблен в меньшую? (А. Пушкин)

Кроме своей основной функции, вопросительные предложения нередко употребляются и в ином значении, в ча­стности — в роли эмоционально окрашенных повествовательных предложений (утвердительных или отрицательных):

 На кого не действует новизна? (А. Чехов) (= На всех действует); 

Кто в силах удержать любовь? (А. Пушкин) ( Никто не в силах).

 Такие вопросы, не требующие ответа, а передающие эмоционально окрашенную информацию, называются риторическими.

Назначение побудительных предложений — побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т. д.

         Побудительный характер высказывания оформляется прежде всего интонацией, которая имеет множество разно­видностей (в зависимости от того, что выражается в предло­жении: приказ или просьба, совет или призыв и т. п.).

          Кроме интонации побудительный характер высказывания выражается употреблением глагола-сказуемого в повелительном наклонении: 

Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А. Пушкин);

 Давайте восклицать, друг другом восхищаться (Б. Окуджава).

          Но глагольное сказуемое, называющее действие, к которому побуждают, может стоять в побудительных предложениях и в других формах:

       1) в инфинитиве: Просить, позвать, сказать, что дома! (А. Грибоедов); 

       2) в условном наклонении: Вы бы хоть книги читали, что ли... (А. Чехов)  — и некоторых других.

В большинстве случаев повествовательные, вопросительные и побудительные предложения отчётливо противопоставлены друг другу и по смысловым, и по грамматическим признакам.

Вместе с тем часто можно отметить и взаимодействие этих видов высказываний — совмещение у одного предложения разных функций, определённые «сдвиги» в целевом назначении предложения.

 

Например, повествовательное предложение Но пораженья от победы ты сам не должен отличать (Б. Пастернак) имеет побудительное значение (повествовательно-побудительное).

 

Вопросительное предложение Так вы мне дадите Гоголя? — [спрашивает Иван Матвеич] (А. Чехов) также имеет оттенок побуждения к действию (вопросительно-побудительное предложение).