ТЕКСТ (от лат. textus - ткань, сплетение, соединение) - результат конкретной реализации в речи языковой системы (языка), объединенная смысловой связью последовательность вербальных (словесных) знаковых единиц (устная или письменная). Основными свойствами текста являются целостность и связность.

В лингвистической науке существуют два понимания текста - узкое и широкое.

Текст в узком смысле - это письменное речевое произведение, конкретное, завершенное и целостное, это «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи...» (И. Р. Гальперин).

Тексты (или языковой материал) в широком смысле - «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы» (Л. В. Щерба), то есть текст - это л ю б о е устное или письменное речевое произведение от однословного высказывания до большого литературного романа и т. п. В этом случае результат двухсловного речевого акта ребенка (Мама - молоко и т. п.) и, допустим, роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» являются текстами, хотя, конечно, и разными.

При узком понимании текста его целостность рассматривается как единый смысловой стержень, проходящий через весь текст, как его смысловое единство. Связность текста трактуется как условие его целостности. При этом различают связи внешние, формально-грамматические и связи глубинные - смысловые, логические, художественно-образные, ассоциативные и другие. Связи разного вида существуют как между отдельными словоформами в предложении, так и между самими предложениями, сверхфразовыми единствами и т. д.

При широком понимании текста основное внимание уделяется его цельности (не целостности!), которая заключается в диалектическом отнесении данного текста к одному объекту, простому или сложному. Акцент в этом случае смещается от изучения связности к изучению цельности. Внешние (формально-грамматические) связи вообще отводятся на второй план и им придают факультативный (необязательный) характер (Петя - кушать! и т. п.).