РИТОРИКА (греч. rhetorike - красноречие) - теория красноречия; прикладная дисциплина, обучающая навыкам устной публичной речи.

        Классическая риторика, зародившаяся в античности, в трудах софистов, Аристотеля, Демосфена (Древняя Греция), Цицерона, Квинтилиана (Древний Рим) включала пять разделов:

 

Инвенция (лат. inventio - изобретение речи) - раздел риторики, обучающий работе над содержанием речи, включающий в себя сведения о том, как: выбирать тему речи; определять цель выступления и вырабатывать авторскую позицию; определять содержание и объем темы; собирать материал.

 

Диспозиция (лат. dispositio - расположение) - раздел риторики, дающий рекомендации по композиции речи, расположению собранного материала.

 

Элокуция (лат. elocutio - словесное оформление) - раздел риторики, обучающий работе над языком публичного выступления; традиционно этот раздел включал в себя учение о правильности, точности, ясности, логичности, краткости, полноте, чистоте, богатстве, выразительности и уместности речи (ср. Культура речи).

 

Мемориа (лат. memoria - запоминание) - раздел риторики, дающий рекомендации по запоминанию, заучиванию написанной речи (античные ораторы рекомендовали обязательно писать речь, затем заучивать ее наизусть и произносить по памяти).

 

Акцио (лат. actio - действие) - раздел риторики, дающий рекомендации по произнесению публичной речи (этот раздел содержал сведения о дикции, интонации, темпе речи, паузах, позе оратора, мимике, жестах).

        В Средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время продолжались традиции классической (античной, греко-римской) риторики.

        В России первые оригинальные (самостоятельные, непереводные) риторики появляются в XVII в. Это «Риторика» митрополита Макария (1617-1619), «Риторика» Михаила Усачева (1699). Наиболее известные риторические сочинения XVIII-XIX вв. принадлежат перу Феофана Прокоповича (1706), М. В. Ломоносова (1743, второй вариант - 1748), Н. Ф. Кошанского (1818), А. И. Галича (1830) и др.

        Эти пособия, как и современные им западноевропейские, в основном повторяют содержание античных риторик. В середине ХХ в. интерес к риторике возрождается, появляется новое направление - неориторика (теория аргументации), разрабатываемая на стыке логики и лингвистики такими учеными, как Х. Перельман, С. Тулмин, Г. Джонстон и др.; риторика начинает охватывать не только устное публичное выступление (монологическую ораторскую речь), но и некоторые другие области речевой деятельности (напр., риторика рекламного текста, риторика деловой беседы, риторика спора и т. п.).